Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Наличие специальных технических средств обучения

В МБДОУ д/с № 16 с января 2019 года функционируют группы компенсирующей направленности. Их посещают воспитанники с общим недоразвитием речи и тяжелыми нарушениями речи (далее — ОНР).

Комплектование групп осуществляется в соответствии с Уставом ДОО, Порядком приема на обучение по образовательным (адаптированным) программам дошкольного образования, Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению места в муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования. 

Занятия в группе проводит учитель – логопед Морозова М.В. по основной адаптированной образовательной программе – образовательной программе дошкольного образования.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Конструктивные особенности  здания  МБДОУ д/с № 16 не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

Условия питания воспитанников обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья.

В учреждении организовано сбалансированное  питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.

Питание детей  осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими  правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г.

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

Паспорт логопедического кабинета

В процессе осуществления коррекционно-развивающей деятельности учитель-логопед решает типовые профессиональные задачи, предъявляемые к соответствующим видам деятельности.

Учебно-воспитательная деятельность:

— осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

— планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

— использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств, информационных и компьютерных технологий;

— применение современных средств оценивания результатов обучения;

— формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

— применение современных педагогических технологий.

Диагностико-аналитическая деятельность:

— проведение дифференциальной диагностики для определения типа нарушения;

— проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам.

Коррекционно-развивающая деятельность:

— осуществление коррекционного обучения детей с нарушениями речи;

— реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

— осуществление профилактики речевых нарушений.

Социально-педагогическая деятельность:

— планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения  и воспитания;

— установление контакта с родителями воспитанников, оказание им помощи в семейном воспитании;

— оказание помощи в социализации детей.

Научно-методическая деятельность:

— выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

— анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Консультативная деятельность:

— консультирование родителей детей с отклонениями в речевом развитии, педагогов по проблемам обучения и развития;

— проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.

Культурно-просветительская деятельность:

— формирование общей культуры воспитанников.

Организационно-управленческая деятельность:

— рациональная организация образовательного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников;

— обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательного процесса;

— ведение необходимой документации, речевых карт;

— организация контроля за результатами обучения и воспитания;

— управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

— выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Для реализации профессиональных задач и организации более эффективной работы с детьми дошкольного возраста по преодолению речевых нарушений учителю-логопеду необходимо специально оборудованное рабочее место – логопедический кабинет.

 Логопедический кабинет предназначен для:

1. Проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Задачи коррекционной работы:

1) Развитие общих произвольных движений. Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

2) Развитие тонких дифференцированных движение кисти и пальцев рук.

3) Формирование психологической базы речи. Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.

4) Развитие речевого аппарата. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.

5) Развитие мимической мускулатуры. Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики.

6) Формирование правильного звукопроизношения. Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация.

7) Развитие фонематических процессов. Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

8) Формирование слоговой структуры слова. Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.

9) Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности, уточнение, закрепление, расширение словаря по лексическим темам, активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

10) Подготовка к обучению грамоте. Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного.

3. Консультативной работы учителя-логопеда с родителями (беседы, показ приемов индивидуальной коррекционной работы с ребенком).
4. Консультативной работы учителя-логопеда с педагогами.

 Оборудование логопедического кабинета

1. Оснащение кабинета:

Зеркало настенное (50  100 см) с лампой дополнительного освещения;

Зеркала для индивидуальной работы (6 шт.);

Ковер напольный;

Шкафы для хранения пособий;

Столы для детей;

Стулья детские;

Стол, стулья для работы логопеда с документацией.

2. Учебно-методические пособия:

а) для коррекционной логопедической работы:

по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);

по фонематическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонематического слуха);

по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов);

методическая литература по разделам

б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:

счетный материал;

пирамидки;

разрезные картинки разной конфигурации;

набор картинок «Четвертый лишний»;

набор карточек на обобщающие темы;

наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы».

в) картотеки:

артикуляционная гимнастика в картинках;

пальчиковые игры;

дыхательные упражнения и игры;

наборы предметных картинок по лексическим темам;

загадки, чистоговорки, скороговорки;

упражнения на релаксации

г) пособия и материалы:

— на развитие дыхания:

свистки

дудочки

воздушные шары

вертушки

мыльные пузыри.

— на развитие мелкой моторики:

матрешки

шнуровки

пирамидки

пазлы

трафареты

— по обучению грамоте:

настенная азбука

кассы букв и слогов

предметные картинки на каждую букву

трафарет

схемы артикуляции звуков

материал для звукобуквенного анализа и синтеза

3. Педагогическая документация:

  • Логопедические карты на каждого ребенка;
  • Годовой план работы;
  • Список детей группы компенсирующей направленности;
  • Расписание занятий;
  • Циклограмма рабочего времени;
  • Календарно-тематическое планирование;
  • Конспекты фронтальных занятий;
  • Планы индивидуально-подгрупповых занятий;
  • Тетрадь взаимодействия с воспитателями;
  • Отчет о результатах работы;
  • Паспорт логопедического кабинета

Зоны в логопедическом кабинете

  1. Зона дыхания: содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания.
  2. Артикуляционная зона: большое зеркало, маленькие зеркала, фотоальбомы с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звуков.
  3. Зона фонального восприятия (интонационная): игрушки, музыкальные инструменты, картинки с эмоциями. 4
  4. Зона тембрального восприятия (фонематический слух) — звучащие слова в картинках и предметах, звуки — человечки гласные и согласные, схемы характеристики звуков, картинки — паронимы.
  5. Зона обучения грамоте — схемы для разбора слов, предложений, фишки, кассы букв и слогов, магнитная доска, азбука и т.д.
  6. Зона грамматики – игры и картинки для развития грамматического строя речи.
  7. Зона фразовой речи — кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр, ростовая кукла, маски.
  8. Зона общей моторики – игры на развитие общей и мелкой моторики, пособия по пальчиковому и лицевому массажу, видеоматериалы по артикуляционной гимнастике.
  9. Мотивационная зона — символы для оценки и самооценки, предметы для поощрения.
  10. Методическая зона — планы, конспекты, библиотека методической литературы и др.

Оборудование предметно- развивающей среды

Групповых помещений — 8; музыкальный зал; кабинет учителя-логопеда; кабинет старшего воспитателя; кабинет делопроизводителя; кабинет заведующего; кабинет старшей медицинской сестры; медицинский блок; пищеблок.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 16 созданы все условия для воспитания здоровой и всесторонне развитой личности ребенка. Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и от оснащения и условий окружающей его среды.

Педагоги ДОУ постоянно работают над улучшением и оснащением предметно–развиваюшей среды в группах.

В наличии игровой материал для познавательного развития, для сюжетных игр, игровой материал и оборудование для музыкального развития детей, материал для продуктивной творческой деятельности, игры и оборудование для развития движений детей. Оборудование и игрушки расположены в помещениях рационально, по тематическому принципу.

В ДОУ имеются дидактические средства и оборудование для всестороннего развития детей, с учетом рационального использования помещений. Для этого все оборудование и дидактический материал расположены по тематическому принципу (по зонам) с учетом возрастных особенностей детей.

Групповая ячейка оборудована по зонам:

Театральные зоны: театральные ширмы, наборы театральных кукол, домашние кукольные театры в ассортименте, маски для инсценировок, мольберты, уголки ряженья.

Музыкальные уголки: погремушки, бубны, шумовые инструменты, дудочки, колокольчики, маракасы, игрушечные музыкальные инструменты в ассортименте, трещотки, металлофоны детские металлические, музыкальная игрушка гитара, барабаны, музыкально-дидактические игры.

Игровые зоны: уголки для сюжетно–ролевых игр: «Семья» — 8 шт.:
кухня детская игровая – 8 шт., игрушки коляска детская, наборы посуды, куклы, наборы крупной и мелкой мебели. сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» — 8 шт., сюжетно-ролевая игра «Больница» — 8 шт., сюжетно-ролевая игры «Ателье», сюжетно-ролевая игры «Магазин», «Шоферы» (нагрудники — машины, рули, дорожные знаки, дорожные разметки), сюжетно-ролевая игры «Гараж» – машинки в ассортименте, виды транспорта в ассортименте. Шашки, шахматы, конструкторы Лего, конструктор пазловой, развивающие игры, дидактические игры, мозаики, наборы животных в ассортименте, наборы фруктов и овощей, строительные наборы деревянные и пластмассовые, компьютеры обучающие, телевизоры ЖК, DVD-проигрыватели.

Сенсорный уголок: игры и игрушки для развития мелкой моторики и формирования сенсорных эталонов (пирамидки, шнуровки, втулки, рамки-вкладыши, коврики для пристегивания, задвижки, сенсорные доски)

Уголки природы и опытно-экспериментальной деятельности: полки для цветов, цветы, оборудование для ухода за цветами, иллюстрации, календари природы, поделки из природного материала. Оборудование для детского экспериментирования: виды грунта, пластмассовые емкости, природный материал, мерные стаканчики, мерные ложки, бутылочки пластмассовые, набор пластмассовых фигур, весы, лупы, магниты, спринцовки, воронки, предметы из разнообразных материалов.

Книжные уголки: детские книги в ассортименте, наборы открыток, портреты писателей и поэтов, азбуки, буквари, , детские журналы, альбомы с марками.

Уголок патриотического воспитания: портрет Президента РФ, герб РФ, флаг РФ, флаг и герб Краснодарского края (начиная со средней группы), глобусы.

Учебная зона: доска настенная, мольберты, картины, плакаты в ассортименте, разнообразный дидактический, наглядный, демонстрационный, раздаточный материал по темам занятий.

Уголки уединения: фотоальбомы, диванчики.

Уголок дежурства: стенды для дежурных, белые фартуки для дежурных детей в группах.

Уголки изодеятельности: кисти, краски (акварель, гуашь), карандаши, листы бумаги (белой, затонированной), фломастеры, разноцветные мелки, восковые мелки, пластилин, доски для лепки, трафареты, шаблоны, штампы, тычки, ножницы, цветная и бархатная бумага, бросовый и природный материал, клей, картон, палитра для смешивания красок, раскраски, альбомы, салфетки, клеенки, стаканчики для воды, дощечки для лепки, стеки.

Предметы народно-прикладного искусства: изделия из глины, из дерева, из фарфора, тряпичные куклы.

Спортивные уголки: Мячи разных размеров, обручи, пластмассовые мячи, гантели пластмассовые, канаты, кольцебросы.

Раздевалки: шкафы для раздевания по количеству детей, уголки для родителей и выставки детских работ.

Спортивное оборудование для физических упражнений в помещении и на свежем воздухе находится в спортивном уголке в музыкальном зале: султанчики, флажки, мешочки для метания, дартсы с шарами, кольцебросы, кегли, скакалки, маты, дуги для подлезания, лавочки для прямохождения, лестницы для лазания, атрибуты для подвижных игр.

Музыкальный зал: пианино — 2 шт., музыкальный центр — 1 шт., проектор – 1 шт., мультимедийная доска – 1 шт., микрофоны — 2 шт., музыкально-дидактические игры, атрибуты к музыкально-подвижным играм, атрибуты к танцам, детские музыкальные инструменты, оркестры-самоделки в ассортименте, демонстрационные пособия, аудио и видеозаписи музыкальной деятельности в ассортименте, наборы кукольных театров, набор масок, ширма, для оформления используются панно. Костюмерная: взрослые и детские костюмы.

Теневые навесы – 8;

игровые площадки – 8;

стадион;

площадка дорожного движения;

скамейки, столы, песочницы, игровое оборудование.

Площадка с дорожной разметкой.

Электронно-образовательные ресурсы для педагогов

В МБДОУ д/с № 16 имеется выход в Интернет. Педагоги, в том числе узкие специалисты в своей работе используют данные образовательные ресурсы: